Клингер


Клингер
, Макс (Klinger, Max) 1857, Лейпциг — 1920, Гроссиена, близ Наумбурга. Немецкий живописец, скульптор, график. С 1854 занимался у Ф. Брауэра в Школе искусств Лейпцига. В 1874—1875 — в Академии художеств в Карлсруэ у К. Гуссова, а затем в 1876 посещал классы Академии художеств Берлина. Работал в Лейпциге и Берлине. В 1879 посетил Карлсбад, Мюнхен, Брюссель (занимался в мастерской Э. Х. Ваутерса). С 1881 переселился в Берлин, с 1883 жил в окрестностях города на вилле "Альберс" в Берлин-Штеглиц. В 1867 выезжал с Бёклиным в Париж, посетил Италию (1886—1889), Лейпциг (1890), Флоренцию (1892). В 1892 стал одним из создателей "Общества берлинских художников", членом основанного Штуком "Мюнхенского Сецессиона". С 1897 — профессор графики Академии художеств Лейпцига. В 1899 ездил в Пиренеи с целью приобретения мрамора для скульптуры Бетховен. С 1901 жил в Лейпциге-Плагвитц, где теперь создан музей художника. Писал картины на мифологические, аллегорические и литературные сюжеты. В ранних работах конца 1870-х сказалось влияние академической живописи на сюжеты из античной истории и литературных произведений (Смерть Цезаря, 1879, Лейпциг, Музей изобразительных искусств; Падение у стены, 1878, Берлин, Гос. музеи). В 1880-е испытал влияние живописи символистов. Как и пейзажи фон Маре, Фейербаха, Бёклина, его картины населены аллегорическими или фантастическими существами (Морской бог в волне прибоя, 1884—1885, Гамбург, Кунстхалле). Театрализованная сцена с изображением обнаженной женщины в окружении ворона и цапли холодной натуралистичностью и академической выписанностью напоминает образы полотен А. Фейербаха (Миссия, 1880, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Картины Вечер (1882, Дармштадт, Музей земли Гессен), Горное ущелье (1884), Летний пейзаж (1884—1885, обе — Гамбург, Кунстхалле) строятся по принципу горизонтально или вертикально удлиненного панно, к форме которого часто обращались символисты, подчиняя композиционное решение определенным ритмическим задачам. Как и других мастеров символизма, Клингера привлекала тема неумолимости смерти, он решал ее в аллегорических образах, апеллируя к произведениям мастеров прошлого. Под влиянием живописи художников Возрождения были созданы полотна Надгробный плач (1890, Дрезден, Картинная галерея) и Распятие (1890, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Характерная для символистов тема претворения мифа о золотом веке человечества получает развитие в работах Голубой час (1890, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), Источник (1891—1892, Дрезден, Картинная галерея), в триптихе Воспоминание о Париже (1908, Вена, Музей истории искусства). Изображенные в этих полотнах фигуры юношей и девушек в пейзаже, то застывшие в неподвижности, то словно плывущие в медленном танце, призваны олицетворять красоту и естественность воображаемого мира. Ритмика контура, подчеркивающая выразительное разнообразие поз и движений фигур, пластика распределения цветовых пятен играют значительную роль в декоративно-плоскостном решении композиции. В исполненных в нижней части триптиха Воспоминание о Париже скульптурных орнаментальных деталях нашла выражение идея соединения различных видов искусств, занимавшая важное место в эстетике символизма. В триптихе Христос на Олимпе (1897, Вена, Галерея австрийской живописи) написанные в пейзаже многочисленные персонажи из христианской истории перенесены в иную культурно-историческую среду. Полная иносказательного мифологического подтекста композиция должна, по замыслу художника, выразить божественное, высокодуховное начало. В этом позднем произведении проявились новые черты живописи Клингера — повышенная роль контура, большая сухость в ритмизации объемов, сводимых к цветовому пятну. Идея пластической выразительности цвета, поиск новой изобразительной формы увлекали Клингера и в скульптуре. Он использовал сочетания различных пород мрамора, золото, слоновую кость, раскраску (Бетховен, 1902, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). В плавных линиях фигур библейских и мифологических персонажей, полихромии мрамора (Саломея, 1893; Кассандра, 1895, обе — Лейпциг, Музей изобразительных искусств; Амфитрита, 1898, Берлин, Гос. музеи) проявился декоративный талант художника. Клингер постоянно работал в графике, исполняя афиши для выставок "Венского Сецессиона", в которых сам принимал участие. Значительный интерес у мастеров XX в. (Де Кирико и др.) вызвала серия его акватинт Перчатка (1881). Художник вошел в историю европейского искусства как один из ярких представителей раннего югендстиля (стиля модерн).
Лит.: Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. Истоки, история, проблемы. М., 1989; Steiner U. Max Klinger als Maler. Wien, 1970; Max Klinger. Ausstellungskatalog. Leipzig, 1970; Duckers A. Max Klinger. Berlin, 1976; Klinger Max. Leben und Werk in Daten und Bildern / Hrsg. von S. Wega. Frankfurt am Main, 1976; Max Klinger: Wege zum Gesamtkunstwerk / Hrsg. M. Boetzkes, D. Gleisberg, E. Mai. Mainz am Rhein, 1984.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Синонимы:

Смотреть что такое "Клингер" в других словарях:

  • Клингер — (нем. Klinger)  немецкая фамилия. Клингер, Густав Гаспарович (1876 1937/1943)  советский государственный деятель. Клингер, Йозеф (1967)  австрийский шахматист, гроссмейстер (1988). Клингер, Курт (1928 2003)  австрийский… …   Википедия

  • Клингер — Фридрих Максимилиан (Friedrich Klinger, 1752 1831) немецкий писатель. Р. во Франкфурте на Майне в семье канонира. Мать К., рано овдовев, зарабатывала средства к жизни стиркой и мелочной торговлей. До 1730 он ведет бурную, полную лишений жизнь.… …   Литературная энциклопедия

  • клингер — датчик Словарь русских синонимов. клингер сущ., кол во синонимов: 1 • датчик (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Клингер — Клингер, Максимильян (1752 1831) немецкий поэт драматург, один из представителей трагического сентиментализма , который господствовал в Германии в конце XVIII столетия и был непосредственным предшественником романтизма. В этом движении,… …   1000 биографий

  • Клингер — I Клингер (Klinger)         Макс (18.2.1857, Лейпциг, 4.7.1920, Гросьена, ныне в ГДР), немецкий живописец, график и скульптор. В сериях офортов К. «Жизнь» (1881 84), «Драмы» (1883), «Любовь» (1887), «О смерти» (1889, 1898 1910) яркие образы… …   Большая советская энциклопедия

  • Клингер — (Фридрих Klinger, в России Федор Иванович, 1752 1831) немецкий поэт периода бури и натиска ; изучал в гиссенском университете юриспруденцию, подружился с Гёте, которого сопровождал в 1775 г. в Цюрих. Служил в австрийском войске; в 1780 г. перешел …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КЛИНГЕР — (Klinger) ГЕОРГИЙ (Ежи), прот. (1918–76), польский правосл. богослов. Род. в Смоленске, в семье проф. филологии; дедом К. был архиеп.Феодосий Смоленский. В 1924 переселился с семьей в Польшу. Учился в Познанском ун–те, Пражской правосл. ДС и на… …   Библиологический словарь

  • Клингер М. — КЛИ́НГЕР (Klinger) Макс (1857–1920), нем. живописец, график и скульптор. Сочетал острый интерес к драм. жизненным проблемам с фантастикой, мистикой, горьким пессимизмом (циклы офортов Жизнь , 1881–84, Любовь , 1887) …   Биографический словарь

  • Клингер Ф. М. — КЛИ́НГЕР Фридрих Максимилиан (1752–1831), нем. писатель. С 1780 жил в России. Предст. Бури и натиска – лит. оппозиц. движения, названного по его одноим. драме (1776). Драмы Отто , Страждущая женщина (обе 1775), Стильпо и его сыновья… …   Биографический словарь

  • Клингер Фридрих Максимилиан — Клингер (Klinger) Фридрих Максимилиан (17.2.1752, Франкфурт на Майне, ‒ 25.2.1831, Дерпт, ныне Тарту), немецкий писатель. Представитель «Бури и натиска». С 1780 жил в России. В центре творчества К. ‒ бунтарь против социальной несправедливости… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Клингер» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.